deruluft (deruluft) wrote,
deruluft
deruluft

Categories:

Скорость или маневр?

Карпов Борис Николаевич. Тов. Смушкевич глядя на макет истребителя ИС ищет компромисс между скоростью и маневром

В декабре 1937 года зам. начальника ВВС РККА Я.Смушкевич направил Наркому Обороны Ворошилову рапорт "Заключение о боевых качествах самолетов И15 и И16"

Смушкевич описал положительные и отрицательные стороны И-15 и И-16
"маневренный" И-15
положительные стороны
- маневренность
- меткость
- мощность огня
- малый разбег и пробег
- легкость управления

отрицательные стороны
- малая скорость
- плохо пикирует

"скоростной" И-16
положительные стороны
- большая скорость
- хорошо пикирует
- легкое управление
- скорострельность

отрицательные стороны
- слабая меткость огня
- сложные взлет и посадка
- плохая устойчивость на малых скоростях

Вывод Смушкевича:
"Так как биплан всегда будет более маневренным, чем моноплан, а у моноплана всегда будет большая скорость, чем у биплана, но зато меньшая маневренность, - нам необходимо остановиться на развитии и модификации этих двух типов самолетов, взаимно дополняющих друг друга при выполнении всех боевых задач".

Возможно, именно этот рапорт привел к включению в истребительные авиаполки эскадрилий и на И-15 и на И-16.

Вплоть до боев на Халхин-Голе и Смушкевич, и Ворошилов были довольны совместным применением И-15 и И-16. По итогам воздушных сражений с японскими императорскими военно-воздушными силами в Монголии, Смушкевич уже не был доволен И-15 и И-16. С точки зрения Смушкевича на смену И-152 должен был прийти доработанный И-153. А на смену И-16 нужен был новый истребитель со скоростью 550-600 км/ч.
Но от концепции взаимно-дополняющих друг друга скоростного и маневренного истребителя, Смушкевич не отказался.
Мало того, Смушкевич предложил кроме двухмоторного (СБ) иметь на вооружении еще и одномоторный скоростной бомбардировщик.

Интересно, как бы развивалась история, если бы Смушкевич выбрал скоростной И-16, усилив его вооружение еще двумя пулеметами:
- истребительные полки в 1938 г. сформировали бы однотипными (на И-16, без добавления эскадрилий "маневренных" и "ночных" И-15);
- не тратили бы время и ресурсы на разработку и доводку и испытания И-152, И-153 и прочих И-190.
- возможно быстрее бы устранили последствия вредительства на заводах 19 и 21.
- в конечном итоге в ВВС РККА было бы больше современных истребителей.



Upd 1. Спасибо Михаилу Тимину за комментарий по составу ИАПов.



Телеграм
Tags: 1930-е, ВВС РККА, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “ВВС РККА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

Posts from This Journal “ВВС РККА” Tag