deruluft (deruluft) wrote,
deruluft
deruluft

Categories:

А на кого вы рабо­таете разгильдяи 41-го завода?

Авиазавод № 41 «разбомбили» свои
В годы воины развитию авиации придавалось особое значение. И.В.Сталин в телеграмме создателям знаменитого ИЛ-2 заявил, что самолеты необходимы, как хлеб. В ряде обкомов были созданы авиационные отделы и даже введена должность секретаря этой отрасли.
На предприятиях в конце месяца и года царила напряженнейшая обстановка. Сдавав­шиеся военпредам самолеты должны были соот­ветствовать определению «готовность к бою». Однако необходимое оборудование и вооружение зачастую производилось на заводах-смежниках, расположенных подчас довольно далеко от ос­новного производства. Нередко случалось так, что поставки задерживались. В Казани был момент, когда на аэродроме запасной авиабри­гады, осуществлявшей перегонку ПЕ-2 на фронт, скопилось более 200 машин. Не хватало некоторых компонентов моторамы, без которых они не были готовыми к бою. Иногда руково­дство было вынуждено отправлять за деталями на самолетах самих рабочих. На нерадивых смежников сыпались «громы и молнии» в виде гонцов-толкачей, телеграмм, нередко подписы­ваемых первыми секретарями обкомов и т.п. Неусыпно «отслеживало» этот процесс НКВД, нередко «стимулируя» производственную дисци­плину по своим каналам.
Но метод «воздействия» на смежника, при­мененный директором авиастроительного завода № 464 М.И.Шелухиным, был, пожалуй, уни­кальным и не случайно попал в приказ мини­стра авиационной промышленности. Конечно, директор, приказав 15 декабря 1943 года «бомбить» завод-смежник листовками, в кото­рых содержался вопрос: «А на кого вы рабо­таете разгильдяи 41-го завода?», очень риско­вал. Но цель была достигнута. Выговоров же у любого директора было множество. Когда я рассказал в Москве об этом приказе одному ве­терану-самолетостроителю, он сообщил любо­пытную деталь. Оказывается тогда ходили раз­говоры о том, что когда про это «ЧП» было доложено Сталину, он задал только один вопрос - выполнил ли после этого завод № 464 план выпуска самолетов? Узнав, что даже перевы­полнил, приказал оставить директора в покое. Наверное, в данном случае Верховный Главно­командующий был прав!
Ниже читатель может ознакомиться с этим, когда-то сверхсекретным приказом.
Булат Султанбеков,
профессор
Приказ  №  757с Народного  Комиссара Авиационной Промышленности СССР А.Шахурина
17   декабря   1943   г.   г. Москва
Секретно
15-го декабря 1943 года самолет У-2 завода № 464 производил полеты в районе завода поставщика № 41 и разбрасывал листовки с обращением к коллективу завода № 41 о том, что они срывают работу завода № 464 по выпуску самолетов для фронта и т.д.
Вылет самолетов, подготовка листовок и их разбрасывание над территорией завода № 41 производилось по прямому указанию директора завода № 464 тов. Шелухин.
Расценивая поведение директора завода № 4 64 тов. Шелухин как самую недисциплинированную провокационную выходку, - приказываю: Директору завода № 464 тов. Шелухин М.И. объявить строгий выговор с предупреждением.
НА РТ. Ф. Р.2845. Оп.З. Д.184. Л.472.Копия.

Источник
Tags: 1940-е, СССР, авиапром
Subscribe

Posts from This Journal “авиапром” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments